Генератор 9422.3701 это трехфазная синхронная электрическая машина, имеющая электромагнитное возбуждение, встроенный выпрямительный блоком и регулятор напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генератор Газель:

1 — кожух генератора; 2 — регулятор напряжения со щетками; 3 — болт + выводы; 4 — конденсатор; 5 — задняя крышка генератора; 6 — втулка подшипника; 7 — контактные кольца; 8 — упорная втулка; 9 — обмотка ротора; 10 — полюса ротора; 11 — вентилятор; 12 — вал генератора; 13 — передняя крышка гeнераторa с подшипником; 14 — втулка; 15 — шкив; 16 — шайба; 17 — втулка переднего подшипника; 18 — обмотка статора; 19 — задний подшипник; 20 — статор; 21 — диод выпрямительного блока; 22 — выпрямительный блок; 23 — защелки

 

Охлаждение внутренних частей и обмоток генератора происходит воздухом, подаваемым через окна в крышках (задней и передней) при помощи двух центробежных вентилятора которые установлены на валу ротора.

Вращение генератора осуществляется при помощи поклинового ремня от шкива коленвала двигателя. Вращающееся магнитное поле, которое образуется при наличии тока в возбуждающей обмотке, пересекает статорные обмотки и индуктирует в них электрический переменный ток. Выпрямительный блок преобразует переменный ток в постоянный, который затем поступает к потребителям. Работа генератора основана на совместной работе со встроенным электронным регулятором напряжения марки Я212А11Е. Регулятор обеспечивает поддержание напряжения генератора в необходимых пределах.

Электрическая схема генератора:

1 — генератор; 2 — регулятор напряжения; 3 — щетка; 4 — кольцо контактное; 5 — обмотка возбуждения; 6 — обмотки статора; 7 — конденсатор; 8 — диоды обмотки возбуждения; 9 — силовые диоды

 

 

 

 

 

 

 

Технические характеристики генератора.

- направление вращения (если смотреть со стороны шкива) – правое;

- Номинальное напряжение – 14 В;

- Ток максимальный – 72 А;

- частота вращения генератора, которая производит возбуждение генератора при температуре генератора и окружающей среды +25° С не больше – 1400 об/мин;

- частота вращения, при которой генератором будет отдаваться ток:

40 А не больше – 1800 об/мин;

70 А не больше – 5000 об/мин,

- Регулируемое напряжение генератора при температуре +25° С, изменяющемся током нагрузки 5 – 65 А, и частоте вращения ротора 5000 об/мин – 13,5 – 14,2 В;

- Сопротивление на обмотке возбуждения при +25° С – 2,3 – 2,7 Ом;

- Нажатие пружин на щетки – 0.18 -0,25 кгс;

- Марка щеток – М1;

- Шариковые подшипники в крышке:

передней — 6180302У2С24;

задней — В5-80202КТ2Ш2УС24.

- Выпрямительный блок марки — БВО1-105;

- Количество силовых ограничительных диодов – 6;

- Количество вспомогательных диодов – 3.

 

Генератор техническое обслуживание.

 

При проведении технического обслуживания необходимо проверить крепления генератора и кронштейнов генератора, и если они ослаблены подтянуть их.

Проверить регулятор напряжения и щеточный узел генератора:

- произвести снятие с генератора и регулятора напряжения вместе со щеточным узлом.

После снятия необходимо со щеток удалить пыль и грязь, измерять высоту щеток и проверить, как они перемещаются под воздействием пружин. Перемещение должно быть свободным, без заеданий, а высота щеток более 4,5 мм, если высота щеток меньше их необходимо заменить.

Если необходимо проверьте регулируемое напряжение (см. раздел «Ремонт генератора»).

Контактные кольца протрите бензином. Если они изношены или имеют следы подгорания, зачистите или проточите их (см. раздел «Ремонт генератора»).

 

Ремонт генератора.

Что бы снять генератор нужно:

- отключить от сети автомобиля аккумуляторную батарею;

- отсоединить от генератора идущие к нему провода;

- используя натяжное устройство, ослабить натяжение ремня приводного  и снять его;

-  отвернуть два болта, которые крепят генератор к кронштейнам и снять его.

 

Что бы установить генератор нужно:

-  установите два болта, которые крепят генератор к кронштейнам;

- если вы устанавливаете новый генератор, предварительно отпустите болт, который стягивает заднюю проушину и верхний кронштейн.  Установите втулку в заднюю проушину и заранее, где крепиться генератор к кронштейну, установите верхний болт и немного его затяните. Закрепите генератор к нижнему кронштейну.  Хорошо затяните верхний болт и болт задней проушины не верхнем кронштейне;

- затянуть болты крепления генератора.

 

Разборка генератора для ремонта:

- снять кожух защитный;

-снять регулятор напряжения вместе со щеткодержателем и щетками, от регулятора напряжения отсоединить провода;

- отвернуть четыре винта стягивающих генератор и снять заднюю крышку вместе со статором;

- отсоединить концы фазных обмоток статора от выпрямительного блока и снять статор;

- если необходимо снять выпрямительный блок;

-если необходимо снять шкив с вала ротора;

- если необходимо снять крышку переднюю вместе с подшипником с вала ротора.

 

Проверять исправность деталей следует контрольной лампой или специальным прибором Э236.

 

Щеточный узел и регулятор напряжения.

Щетки должны быть целыми, не иметь сколов, трещин и других дефектов. Щетки в каналах щеткодержателей должны перемещаться при помощи пружин легко без заеданий. Щетки, имеющие высоту выступания 4,5 мм, необходимо заменить вместе с регулятором напряжения.

Проверьте, с каким усилием пружины давят на щетки. Для этого необходимо выступающим концом одной щетки надавить на чашу весов. Когда щетка выступит из щеткодержателя на 2 мм, зафиксируйте показания, оно должно быть в предел от 180 до 260 гс. Эту процедуру повторите и со второй щеткой.

Схема проверки исправности регулятора напряжения:

1 — контрольная лампа мощностью 21—35 Вт, 2 — аккумуляторная батарея, 3 — регулятор напряжения, 4 — щетки

Что бы проверить исправность регулятора необходимо собрать электрическую схему. Где выводы контрольной лампы подключаются к разным щеткам. Если регулятор напряжения исправен, то контрольная лампа будет гореть.

Что бы проверить регулируемое напряжение необходимо собрать электрическую схему.

Где выводы контрольной лампы подключаются к разным щеткам. При установке напряжения 12 В, лампа должна гореть. Затем повышая напряжения, необходимо установить напряжение, при котором лампа погаснет. Это и есть регулируемое напряжение регулятором  напряжения. Оно не должно превышать предел от 13.5 до 14,2 В. Если измерянное напряжение не находиться в этом пределе, регулятор напряжения необходимо заменить не новый.

Схема проверки величины регулируемого напряжения:

1 — контрольная лампа мощностью 21—35 Вт; 2—регулируемый источник постоянного тока; 3 — контрольный вольтметр; 4 — регулятор напряжения; 5 — щетки

Статор.

Проверить, нет ли замыкания между обмотками статора и корпусом.  Для этого нужно один наконечник контрольной лампы зафиксировать на корпусе, а другим касаться поочередно трех выводов обмотки. При этом лапа не должна гореть.  Если лампа горит, значит одна из обмоток замыкает на корпус. Необходимо найти причину и устранить повреждение или заменить статор.  Затем проверяем обмотки статор на целостность, путем поочередного подключения выводов контрольной лампы к двум выводам обмотки статора. Если лампа при этом будет гореть, значит, обмотки исправны. Если лампа перестает гореть между какими-то двумя выводами, значит, в этой обмотке имеется обрыв.

Проверка на отсутствие замыкания катушек статора на корпус

 

Проверка обмоток статора на обрыв цепи

Также проверьте обмотки статора, на наличие витковых замыканий для этого используйте омметр. Полюса статора не должны иметь следов задевания их ротором. Если задевания имеются, проверьте пластмассовый держатель подшипника и если необходимо замените его.

Проверьте, как сидит подшипник на крышке, который находиться со стороны шкива, он должен сидеть плотно.

Проверка сопротивления обмотки возбуждения ротора

Проверка ротора на отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус


 

Ротор

Проверьте ротор генератора на наличие витковых замыканий, используя при этом омметр, подсоединив его наконечники  к кольцам контактным. Используя контрольную лампу, проверьте отсутствие замыканий в обмотке возбуждения на корпус. Для этого один наконечник закрепите на корпусе ротора, а вторым по очереди касайтесь одного их двух колец контактных. Если обнаружите повреждения, замените ротор. Если в процессе осмотра контактных колец ротора вы обнаружили следы загрязнения, подгораний и неравномерный износ по ширине, зачистите его мелкой шкуркой имеющей зернистость 80 – 100.  Что бы зачистить кольца необходимо ротор за фланец передней крышки закрепить в тисках, медленно поворачивая его, зачистить кольца шкуркой.

При большом износе и биении колец их необходимо проточит на токарном станке. После обработки кольца должны иметь шероховатость Ra 1,25. Минимально допустимый диаметр контактных колец, при котором возможна проточка 12,603 мм. После проточки обязательно проверьте кольца на биение индикатором. Биение колец более 0,08 мм, приведет к быстрому износу и подгоранию колец, особенно если двигатель будет работать на высоких оборотах. Проверьте подшипник ротора, он должен вращаться свободно, без заеданий и наличия больших люфтов (не больше 0,25 мм).

 

Выпрямительный блок.

Электрическая схема выпрямительного блока:

1 — диод силовой (положительной полярности); 2 — пластина монтажная (отрицательная); 3 — пластина монтажная (положительная); 4 — вывод диодов обмотки возбуждения; 5 — диод обмотки возбуждения; 6 — диод силовой отрицательной полярности

 

 

 

 

 

 

Электрическая схема проверки диодов:

1 — диод; 2 — контрольная лампа; 3—21 Вт; 3 — аккумуляторная батарея 12 В

Выпрямительный блок нужно хорошо очистить от грязи. При помощи контрольной лампы проверить работоспособность диодов. Так как каждая секция блока содержит диоды различной полярности, то и проверять их необходимо при различной полярности подключения аккумуляторной батареи.

Так при подключении проверяемого диода по одной схеме – лампа гореть должна, а при подключении по другой – нет. Если это условие не выполняется, нужно заменить выпрямительный блок.

Более тщательно проверить диоды можно при помощи приборов проверяющих полупроводниковые приборы. После осмотра и замены всех неисправных деталей, генератор необходимо собрать.

 

Сборка генератора

Собирать генератор необходимо в обратном порядке, чем разборка. Когда вы соберете генератор, обязательно его проверьте.

Исправность генератора и качество его сборки можно проверить по частоте вращения ротора, когда генератор начнет вырабатывать ток 40 и 70 А. Для этой проверке, необходим испытательный стенд. Который состоит из: электродвигателя способного плавно изменять частоту вращения ротора до 5000 об/мин, амперметра, вольтметра, реостата способного создавать нагрузку до 70 А в цепи где находиться генератор и аккумуляторная батарея. Что бы проверить исправность генератора, нужно включить выключатель, при включении должна загореться лампа контрольная. Частоту вращения генератора довести до 1500 об/мин, при этом показания вольтметра равно 13 В и контрольная лампа обязана погаснуть. Увеличив частоту вращения генератора до 1800 об/мин, включаем выключатель. Используя реостат, устанавливаем по амперметру нагрузку 40 А. Доводим частоту вращения генератора до 5000 об/мин, устанавливаем с помощью реостата нагрузку 70 А. При этих условиях показания вольтметра должны быть в пределе от 13,5 до 14,2 В.

Если генератор и регулятор напряжения  исправен, то вышеуказанные параметры должны выполняться. Для проверки можно использовать стенд Э242.