Система зажигания микропроцессорная служит, что бы воспламенять рабочую смесь в цилиндрах и устанавливать оптимальный угол опережения зажигания для определенного режима двигателя. Эта система регулирует работу экономайзера принудительного холостого хода.

Использование микропроцессорной системы зажигания  делает работу двигателя более экономичной, повышается его мощность, исключается работа с детонацией и соблюдаются нормы по токсичности выхлопных газов. По сравнению с классической системой эта система более надежнее и долговечнее.

В ней нет деталей, которые подвергаются износу (только электроды свечей зажигания).

Нумерация выводов разъемов (вид со стороны проводов):

XI — разъем блока управления системой зажигания; Х2 — разъем датчиков температуры и детонации; ХЗ —разъем датчиков положения коленчатого вала и абсолютного давления

Электрическая схема системы зажигания:

В63 — датчик абсолютного давления; В70 — датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; В74 — датчик синхронизации; В92 — датчик детонации; D5 — блок управления системы зажимная; F1, F2, F3, F4 — свечи зажигания; Т1, Т4 — катушки зажигания; Y3 — электромагнитный клапан ЭПХХ; Х2 — соединитель с бортсетью автомобиля; Х51 — колодка диагностики; I — номера выводов
Условные обозначения цветов проводов: Б — белый; Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ч — черный, Ф — фиолетовый; БС — бело-серый; БЧ — бело-черный; ЖС — желто-серый; ЗБ — зелено-белый; КС — красно-серый; СГ — серо-голубой; СК — серо-красный; РЗ — розово-зеленый. Часть проводов может иметь цифровую маркировку

Микропроцессорная система зажигания содержит:

- блок управления;

- две катушки зажигания;

- свечи зажигания;

- датчики;

- электромагнитный клапан (ЭПХХ);

- контрольной лампы для диагностики.

 

Блок управления системой зажигания микропроцессорной.

 

Микропроцессорный электронный блок управления марки МИКС 5.4.209.3763.004 используется для:

- формирование импульсов тока электрического, которые необходимы для работы катушек зажигания и имеющие оптимальный угол опережения зажигания;

Некоторые автомобили оборудуются блоком управления марки МИКАС 7.1.243.376-3-01.

-формирование импульсов тока электрического необходимого для работы электромагнитного клапана ЭПХХ;

- обеспечение работы в резервном режиме во всей системы (при выходе из строя некоторых элементов).

 

Основным элементом блока является микропроцессор. Он вырабатывает и рассчитывает все необходимые данные для работы ЭПХХ и системы зажигания. Этот блок работает совместно с нижеперечисленными датчиками и узлами:

- датчиком давления абсолютного воздуха впускной трубы двигателя;

- датчиком положения коленвала и оборотов (датчик синхронизации);

- датчиком температуры двигателя;

- датчиком детонации;

- электромагнитным клапаном ЭПХХ;

- контрольной лампой диагностики.

 

Система зажигания микропроцессора и ЭПХХ работают так.

Когда включается зажигание, загорается на панели приборов сигнализатор. В это момент процессор входит в режим самодиагностики. Когда это режим заканчивается, гаснет контрольная лампа, если нет неисправностей, и продолжает гореть при наличии неисправностей. Потухание сигнализатора говорит о том, что система исправна и готова к работе. Когда происходит прокрутка двигателя стартером, блок управления по сигналам датчика коленвала выдает импульсы тока электрического в катушки зажигания, что бы обеспечить работу свечей согласно порядку работы цилиндров в двигателе (1-3-4-2). С каждой катушки зажигания на две свечи подается высокое напряжение:

 

- к свече находящейся в цилиндре, где происходит сжатие смеси рабочей (допустим первый цилиндр) и разряд электрический которой производит ее воспламенение;

- одновременно подается ко второй свече разряд электрический в четвертый цилиндр, где происходит такт выхода газов отработанных; на работу двигателя этот разряд не влияет.

 

Что бы определить оптимальный угол опережения зажигания блок пользуется данными  поступающих со всех датчиков и данными, которые находятся в его памяти. В зависимости от режима работы блок управления дает свои данные по углу опережения зажигания. Блок постоянно корректирует свои данные в зависимости от данных поступающих от датчиков. Он также производит управление работой системы ЭПХХ, которая перекрывает подачу топлива, когда автомобиль работает с заведенным двигателем и двигается в режиме «накатом».  При этом режиме топливо в двигатель может не подаваться, при этом будет происходить экономия топлива и уменьшение токсичных выбросов. При неисправности некоторых датчиков или цепи где они расположены (кроме датчика положения коленвала) блок будет работать в резервном режиме работы, по данным которые находятся в его памяти. При такой работе на панели приборов загорится лампа контрольная и будет постоянно гореть, пока не устраните неисправность.

Резервный режим блока дает возможность эксплуатировать автомобиль, до устранения неисправности.  Во время этого режима произойдет увеличение расхода топлива, токсичности и т.д. Снятие и установка блока может быть выполнена двумя способами:

 

Первый способ.

-  используя сверло диаметром 5,5 мм, высверливаем спецболты и снимаем блок;

- нарезаем резьбу М6, в гайках приварных на кронштейне и устанавливаем блок на место, закрепляя его винтами М6.

 

Второй способ.

- используя сверло диаметром 6,6 мм, высверливаем спецболты и снимаем блок;

- устанавливаем блок на место, закрепляя его гайками и винтами М6.

 

Неисправности в системе зажигания и ЭПХХ

Блок управления имеет режим самодиагностики, который определяет неисправности в системе. Но если блок управления не может определить неисправность при самодиагностике, нужно воспользоваться специальным прибором DST-2 с необходимым картриджем (кассета, где находиться программа). К блоку прилагается инструкция, где указано как его использовать.

 

При работе блока в режиме самодиагностики он выдает световые коды через контрольную лампу. Каждая неисправность имеет свой код. Это код определяется по количеству загораний контрольной лампы. Сначала необходимо посчитать количество включений лампы, что бы определить первую цифру кода (короткое включение 0,5 с, это цифра 1, два коротких включений цифра 2, потом пауза 1,5 с. Затем начинают считать количество включений для второй цифры кода, потом для третьей, затем идет пауза 4 с, означающая конец кода). При трехзначном коде  длительность высвечивания первой цифры будет 1 с.

 

Что бы перевести блок в режим самодиагностики необходимо:

- отключит на 10-15 секунд аккумуляторную батарею и затем включить;

-  завести двигатель и секунд 30-60 дать ему поработать на холосто ходу. Затем используя отдельный провод, соединяем выводы в диагностической розетке, как показано на схеме. Розетка расположена в моторном отсеке, с левой стороны на щитке передка.

Диагностический разъем:

1 — диагностический разъем; 2 — дополнительный провод

Когда вы переведете блок управления в режим самодиагностики, лампа контрольная высветит три раза код 12, это укажет на то, что режим самодиагностики включен. Затем будут высвечиваться коды, показывающие одну или несколько неисправностей. Когда высветятся все коды показывающие неисправности, код 12 высветиться три раза и коды начнут повторяться. При невозможности блоком управления определить неисправность или отсутствие неисправности высветиться код 12.

 

Датчик положения коленвала двигателя (синхронизации).

Индуктивный датчик вычисляет угол положения коленвала двигателя, синхронизацию работы управляющего блока с процессом работы двигателя и как часто он вращается.

Датчик положения коленчатого вала:

1 — обмотки; 2 — корпус; 3 — магнит; 4 — уплотнитель; 5 — привод; 6 — кронштейн крепления; 7 — магнитопровод; 8 — диск синхронизации

Это датчик находиться с правой стороны в передней части двигателя.

Датчик состоит из: индуктивной катушки, магнита и сердечника. Он работает вместе  с диском зубчатым синхронизации, который расположен на шкиве коленвала.  Прохождение мимо торца сердечника  датчика зубьев диска синхронизации, происходит  изменение потока магнитного в датчике. При изменении магнитного потока происходит возникновение в катушке датчика тока переменного электрического. Возникшее напряжение переменное подается в блок управления, где оно вместе с другими сигналами датчиков обрабатывается, формируя параметры импульсов электрических для работы катушек зажигания.

 

Если датчик коленвала или его цепь выходят из строя, система зажигания и соответственно двигатель прекращают работу.

 

Работоспособность датчика проверяется при помощи омметра. Катушки датчика должны иметь сопротивление от 850 до 900 Ом; расстояние между зубьями диска-синхронизации и сердечником датчика должно быть 1 (±0,5) мм.

 

Более точную проверку работоспособности  датчика, проводят при использовании прибора DST-2, прокручивая двигатель стартером. Неисправный датчик необходимо заменить.

 

Датчик детонации.

Этот датчик во время работы двигателя определяет его детонацию. Детонация это самовоспламенение несанкционированное в цилиндрах двигателя смеси рабочей. Когда двигатель работает в таком режиме, появляются сильные термические и вибрационные нагрузки на различные детали двигателя.

Детонация может стать причиной разрушения деталей двигателя (прокладки ГБЦ, поршней и т.д.).

Датчик детонации расположен в правой стороне блока цилиндров в районе четвертого цилиндра.

Датчик детонации:

1 — штекер; 2 — изолятор; 3 — корпус; 4 — гайка; 5 — упругая шайба; 6 — инерционная шайба; 7 — пьезоэлемент; 8 — контактная пластина

Датчик состоит из двух основных элементов:

- пьезоэлемент кварцевый;

- масса инерционная (шайба).

 

Во время работы двигателя появляется вибрация его деталей. Масса инерционная датчика воздействует на пьезоэлемент. В пьезоэлементе образуются сигналы определенной формы и величины.  Возникшая детонация в работе двигателя, увеличивает вибрацию, вследствие чего происходит увеличение амплитуды напряжения сигналов электрических датчика. Сигналы электрические от датчика поступают в блок управления. На основании этих сигналов в блоке управления происходит корректировка угла опережения зажигания до устранения детонации. Если датчик или электрическая цепь выходят из строя, то блок управления оповещает об этом водителя при помощи включения контрольной лампы.

Работоспособность датчика проверяется на работающем двигателе прибором DST-2.

Если датчик неисправен, его необходимо заменить.

 

Датчик температуры.

Датчик температуры жидкости охлаждающей это элемент полупроводниковый, который меняет свою проводимость при изменении окружающей температуры.

Он находиться в патрубке термостата и служит для определения температуры жидкости охлаждающей в двигателе. Он включен в схему электронную блока управления, где в зависимости от величины падения напряжения в цепи датчика (зависит от температуры),  происходит коррекция угла опережения зажигания.

Если в датчике или его цепях появляется неисправность, блок управления оповещает об этом водителя, включая контрольную лампу.

Работоспособность датчика необходимо проверять прибором DST-2;  если прибора нет – по показанием падения напряжения в цепи датчика, в зависимости от температуры.

Электрическая схема проверки датчика температуры:

1 — сопротивление переменное 10 кОм; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — вольтметр, 4 — миллиамперметр; 5 — датчик

 

Что бы его проверить необходимо, собрать схему.

Используя сопротивление, по показаниям миллиамперметра устанавливаем ток в цепи 1 – 1,5 мА. Показания вольтметра при температуре +25° С, должно быть 2,957—3,022 В.

При изменении окружающей температуре датчика, при помощи вольтметра замерять падения напряжения.  Оно должно быть:

- при +40° С  — от  2,287 до 2,392 В;

- при +90° С — от 3,642 до 3,737 В.

Если датчик неисправен, его необходимо заменить.

 

Датчик абсолютного давления.

Датчик абсолютного давления производит измерение давления  (разряжения) воздуха находящегося во впускной трубе двигателя. Он установлен под капотом на щитке передка и соединен с впускной трубой двигателя при помощи шланга. Датчик представляет собой пленку (мембрану), на которой имеется резистивный слой, который меняет свое сопротивление при изгибе мембраны, зависящего от разряжения в трубе впускной. Датчик имеет электронный усилитель, который обрабатывает данные, поступающие с резистивного слоя пленки и передает их в блок управления зажигания.  Работоспособность датчика проверяют прибором DSТ-2 в составе автомобиля.

 

Катушка зажигания.

Катушки зажигания служат, что бы вырабатывать электрический ток высокого напряжения, необходимый для воспламенения в цилиндрах двигателя смеси рабочей.

Катушки зажигания расположены сверху двигателя. Катушка зажигания является трансформатором. На магнитопровод намотана обмотка первичная, а поверх ее секциями намотана обмотка вторичная. Эти обмотки находятся в пластмассовом корпусе. Между обмотками имеется пространство, заполненное компаундом. Выводы высокого и низко напряжения расположены на корпусе. С блока управления импульсы электрические низкого напряжения попадают в катушку зажигания. Там они преобразуются в импульсы электрические высокого напряжения, которые затем передаются по проводам к свечам. Разряд электрический происходит сразу в двух свечах (первом и втором цилиндре  или втором и третьем цилиндре).

Например, в свече первого цилиндра происходит один разряд электрический, при окончании там такта сжатия; в свече четвертого цилиндра происходит второй разряд, вовремя происхождения там такта выхлопа. Разряд электрический в свече четвертого цилиндра не влияет на работу двигателя при такте выхлопа.

Что бы проверить работоспособность катушек отключите оба провода высоковольтных от наконечников свече расположенных на одной катушке зажигания. Разместите наконечники проводов друг от  друга на расстоянии 5 мм. Во время прокрутки двигателя при помощи стартера в промежутке наконечников должен периодически (согласно такта работы цилиндров двигателя) происходить разряд электрический. Этим же методом проверьте и вторую катушку.

При температуре +25° С обмотки катушек зажигания должны иметь сопротивление в пределах:

- первичной от 0, 4 до 0,5 Ом;

- вторичной от 5 до 7 кОм.

Если катушка неисправна, замените ее.

Катушка зажигания: 1 — магнитопровод; 2 — корпус; 3 — катушка; 4 — обмотка вторичная; 5 — обмотка первичная; 6 — высоковольтный вывод; 7 — компаунд; 8 — скоба крепления

Свечи зажигания.

На двигателях ЗМЗ-4063 и ЗМЗ-4061 рекомендуют использовать свечи зажигания марки А14ДВР или иностранные аналоги.

Во время проверки свечей марки  А14ДВР имейте в виду, внутри изолятора свечи имеется резистивный наполнитель необходимый для снижения уровня радиопомех.  Сопротивление между центральным электродом и верхним выводом свечи должно быть не больше 10 000 Ом, зазор свечи (расстояние между электродами) от 0,7 до 0,85 мм.

 

Провода высокого напряжения.

Провода изготавливаются и проводов марки ПВВП или ПВППВ. У этого провода сердечник из пластмассы с ферритовым наполнителем. Поверх сердечника намотана спираль из провода, имеющего высокое омическое сопротивление (2000 (+200) Ом на 1 м длины). Поверх спирали имеется пластмассовая изоляция. Провод марки ПВВП или ПВППВ уменьшает уровень радиопомех, которые создаются системой зажигания.

При эксплуатации нужно следить за поверхностью проводов высокого напряжения, что бы там не было масла, так как загрязненная поверхность станет причиной пробоя изоляции или вызовет утечку тока высокого напряжения. Если на проводах имеется масло необходимо его удалить тряпкой смоченной в бензине.

Если необходимо проверьте исправность жилы провода токоведущей, используя омметр. Провода, идущие к первому и второму цилиндру должны иметь сопротивление не больше 1000 Ом, а идущие к третьему и четвертому цилиндру не больше 900 Ом.

 

Наконечники свечей зажигания.

Соединение проводов высокого напряжения к свечам происходит через наконечники специальные. Исправный наконечник должен иметь сопротивление не больше 8000 Ом.

Наконечник свечей зажигания:

1 — гнездо контактное; 2 — стержень; 3 — пружина; 4 — помехоподавительное сопротивление; 5 — наконечник; 6 — корпус; 7 — стопорная пружина

 

Система зажигания микропроцессорная служит, что бы воспламенять рабочую смесь в цилиндрах и устанавливать оптимальный угол опережения зажигания для определенного режима двигателя. Эта система регулирует работу экономайзера принудительного холостого хода.

 

Использование микропроцессорной системы зажигания делает работу двигателя более экономичной, повышается его мощность, исключается работа с детонацией и соблюдаются нормы по токсичности выхлопных газов. По сравнению с классической системой эта система более надежнее и долговечнее.

 

В ней нет деталей, которые подвергаются износу (только электроды свечей зажигания).

 

Микропроцессорная система зажигания содержит:

- блок управления;

- две катушки зажигания;

- свечи зажигания;

- датчики;

- электромагнитный клапан (ЭПХХ);

- контрольной лампы для диагностики.

 

Блок управления системой зажигания микропроцессорной.

 

Микропроцессорный электронный блок управления марки МИКС 5.4.209.3763.004 используется для:

 

- формирование импульсов тока электрического, которые необходимы для работы катушек зажигания и имеющие оптимальный угол опережения зажигания;

 

Некоторые автомобили оборудуются блоком управления марки МИКАС 7.1.243.376-3-01.

 

-формирование импульсов тока электрического необходимого для работы электромагнитного клапана ЭПХХ;

- обеспечение работы в резервном режиме во всей системы (при выходе из строя некоторых элементов).

 

Основным элементом блока является микропроцессор. Он вырабатывает и рассчитывает все необходимые данные для работы ЭПХХ и системы зажигания. Этот блок работает совместно с нижеперечисленными датчиками и узлами:

- датчиком давления абсолютного воздуха впускной трубы двигателя;

- датчиком положения коленвала и оборотов (датчик синхронизации);

- датчиком температуры двигателя;

- датчиком детонации;

- электромагнитным клапаном ЭПХХ;

- контрольной лампой диагностики.

 

Система зажигания микропроцессора и ЭПХХ работают так.

 

Когда включается зажигание, загорается на панели приборов сигнализатор. В это момент процессор входит в режим самодиагностики. Когда это режим заканчивается, гаснет контрольная лампа, если нет неисправностей, и продолжает гореть при наличии неисправностей. Потухание сигнализатора говорит о том, что система исправна и готова к работе. Когда происходит прокрутка двигателя стартером, блок управления по сигналам датчика коленвала выдает импульсы тока электрического в катушки зажигания, что бы обеспечить работу свечей согласно порядку работы цилиндров в двигателе (1-3-4-2). С каждой катушки зажигания на две свечи подается высокое напряжение:

 

- к свече находящейся в цилиндре, где происходит сжатие смеси рабочей (допустим первый цилиндр) и разряд электрический которой производит ее воспламенение;

- одновременно подается ко второй свече разряд электрический в четвертый цилиндр, где происходит такт выхода газов отработанных; на работу двигателя этот разряд не влияет.

 

Что бы определить оптимальный угол опережения зажигания блок пользуется данными поступающих со всех датчиков и данными, которые находятся в его памяти. В зависимости от режима работы блок управления дает свои данные по углу опережения зажигания. Блок постоянно корректирует свои данные в зависимости от данных поступающих от датчиков. Он также производит управление работой системы ЭПХХ, которая перекрывает подачу топлива, когда автомобиль работает с заведенным двигателем и двигается в режиме «накатом». При этом режиме топливо в двигатель может не подаваться, при этом будет происходить экономия топлива и уменьшение токсичных выбросов. При неисправности некоторых датчиков или цепи где они расположены (кроме датчика положения коленвала) блок будет работать в резервном режиме работы, по данным которые находятся в его памяти. При такой работе на панели приборов загорится лампа контрольная и будет постоянно гореть, пока не устраните неисправность.

 

Резервный режим блока дает возможность эксплуатировать автомобиль, до устранения неисправности. Во время этого режима произойдет увеличение расхода топлива, токсичности и т.д. Снятие и установка блока может быть выполнена двумя способами:

 

Первый способ.

 

- используя сверло диаметром 5,5 мм, высверливаем спецболты и снимаем блок;

- нарезаем резьбу М6, в гайках приварных на кронштейне и устанавливаем блок на место, закрепляя его винтами М6.

 

Второй способ.

 

- используя сверло диаметром 6,6 мм, высверливаем спецболты и снимаем блок;

- устанавливаем блок на место, закрепляя его гайками и винтами М6.

 

Неисправности в системе зажигания и ЭПХХ

 

Блок управления имеет режим самодиагностики, который определяет неисправности в системе. Но если блок управления не может определить неисправность при самодиагностике, нужно воспользоваться специальным прибором DST-2 с необходимым картриджем (кассета, где находиться программа). К блоку прилагается инструкция, где указано как его использовать.

 

При работе блока в режиме самодиагностики он выдает световые коды через контрольную лампу. Каждая неисправность имеет свой код. Это код определяется по количеству загораний контрольной лампы. Сначала необходимо посчитать количество включений лампы, что бы определить первую цифру кода (короткое включение 0,5 с, это цифра 1, два коротких включений цифра 2, потом пауза 1,5 с. Затем начинают считать количество включений для второй цифры кода, потом для третьей, затем идет пауза 4 с, означающая конец кода). При трехзначном коде длительность высвечивания первой цифры будет 1 с.

 

Что бы перевести блок в режим самодиагностики необходимо:

 

- отключит на 10-15 секунд аккумуляторную батарею и затем включить;

- завести двигатель и секунд 30-60 дать ему поработать на холосто ходу. Затем используя отдельный провод, соединяем выводы в диагностической розетке, как показано на схеме. Розетка расположена в моторном отсеке, с левой стороны на щитке передка.

 

Когда вы переведете блок управления в режим самодиагностики, лампа контрольная высветит три раза код 12, это укажет на то, что режим самодиагностики включен. Затем будут высвечиваться коды, показывающие одну или несколько неисправностей. Когда высветятся все коды показывающие неисправности, код 12 высветиться три раза и коды начнут повторяться. При невозможности блоком управления определить неисправность или отсутствие неисправности высветиться код 12.

 

Датчик положения коленвала двигателя (синхронизации).

 

Индуктивный датчик вычисляет угол положения коленвала двигателя, синхронизацию работы управляющего блока с процессом работы двигателя и как часто он вращается.

 

Это датчик находиться с правой стороны в передней части двигателя.

 

Датчик состоит из: индуктивной катушки, магнита и сердечника. Он работает вместе с диском зубчатым синхронизации, который расположен на шкиве коленвала. Прохождение мимо торца сердечника датчика зубьев диска синхронизации, происходит изменение потока магнитного в датчике. При изменении магнитного потока происходит возникновение в катушке датчика тока переменного электрического. Возникшее напряжение переменное подается в блок управления, где оно вместе с другими сигналами датчиков обрабатывается, формируя параметры импульсов электрических для работы катушек зажигания.

 

Если датчик коленвала или его цепь выходят из строя, система зажигания и соответственно двигатель прекращают работу.

 

Работоспособность датчика проверяется при помощи омметра. Катушки датчика должны иметь сопротивление от 850 до 900 Ом; расстояние между зубьями диска-синхронизации и сердечником датчика должно быть 1 (±0,5) мм.

 

Более точную проверку работоспособности датчика, проводят при использовании прибора DST-2, прокручивая двигатель стартером. Неисправный датчик необходимо заменить.

 

Датчик детонации.

 

Этот датчик во время работы двигателя определяет его детонацию. Детонация это самовоспламенение несанкционированное в цилиндрах двигателя смеси рабочей. Когда двигатель работает в таком режиме, появляются сильные термические и вибрационные нагрузки на различные детали двигателя.

 

Детонация может стать причиной разрушения деталей двигателя (прокладки ГБЦ, поршней и т.д.).

 

Датчик детонации расположен в правой стороне блока цилиндров в районе четвертого цилиндра.

 

Датчик состоит из двух основных элементов:

- пьезоэлемент кварцевый;

- масса инерционная (шайба).

 

Во время работы двигателя появляется вибрация его деталей. Масса инерционная датчика воздействует на пьезоэлемент. В пьезоэлементе образуются сигналы определенной формы и величины. Возникшая детонация в работе двигателя, увеличивает вибрацию, вследствие чего происходит увеличение амплитуды напряжения сигналов электрических датчика. Сигналы электрические от датчика поступают в блок управления. На основании этих сигналов в блоке управления происходит корректировка угла опережения зажигания до устранения детонации. Если датчик или электрическая цепь выходят из строя, то блок управления оповещает об этом водителя при помощи включения контрольной лампы.

 

Работоспособность датчика проверяется на работающем двигателе прибором DST-2.

 

Если датчик неисправен, его необходимо заменить.

 

Датчик температуры.

 

Датчик температуры жидкости охлаждающей это элемент полупроводниковый, который меняет свою проводимость при изменении окружающей температуры.

 

Он находиться в патрубке термостата и служит для определения температуры жидкости охлаждающей в двигателе. Он включен в схему электронную блока управления, где в зависимости от величины падения напряжения в цепи датчика (зависит от температуры), происходит коррекция угла опережения зажигания.

 

Если в датчике или его цепях появляется неисправность, блок управления оповещает об этом водителя, включая контрольную лампу.

 

Работоспособность датчика необходимо проверять прибором DST-2; если прибора нет – по показанием падения напряжения в цепи датчика, в зависимости от температуры.

 

Что бы его проверить необходимо, собрать схему.

 

Используя сопротивление, по показаниям миллиамперметра устанавливаем ток в цепи 1 – 1,5 мА. Показания вольтметра при температуре +25° С, должно быть 2,957—3,022 В.

 

При изменении окружающей температуре датчика, при помощи вольтметра замерять падения напряжения. Оно должно быть:

- при +40° С — от 2,287 до 2,392 В;

- при +90° С — от 3,642 до 3,737 В.

 

Если датчик неисправен, его необходимо заменить.

 

Датчик абсолютного давления.

 

Датчик абсолютного давления производит измерение давления (разряжения) воздуха находящегося во впускной трубе двигателя. Он установлен под капотом на щитке передка и соединен с впускной трубой двигателя при помощи шланга. Датчик представляет собой пленку (мембрану), на которой имеется резистивный слой, который меняет свое сопротивление при изгибе мембраны, зависящего от разряжения в трубе впускной. Датчик имеет электронный усилитель, который обрабатывает данные, поступающие с резистивного слоя пленки и передает их в блок управления зажигания. Работоспособность датчика проверяют прибором DSТ-2 в составе автомобиля.

 

Катушка зажигания.

 

Катушки зажигания служат, что бы вырабатывать электрический ток высокого напряжения, необходимый для воспламенения в цилиндрах двигателя смеси рабочей.

 

Катушки зажигания расположены сверху двигателя. Катушка зажигания является трансформатором. На магнитопровод намотана обмотка первичная, а поверх ее секциями намотана обмотка вторичная. Эти обмотки находятся в пластмассовом корпусе. Между обмотками имеется пространство, заполненное компаундом. Выводы высокого и низко напряжения расположены на корпусе. С блока управления импульсы электрические низкого напряжения попадают в катушку зажигания. Там они преобразуются в импульсы электрические высокого напряжения, которые затем передаются по проводам к свечам. Разряд электрический происходит сразу в двух свечах (первом и втором цилиндре или втором и третьем цилиндре).

 

Например, в свече первого цилиндра происходит один разряд электрический, при окончании там такта сжатия; в свече четвертого цилиндра происходит второй разряд, вовремя происхождения там такта выхлопа. Разряд электрический в свече четвертого цилиндра не влияет на работу двигателя при такте выхлопа.

 

Что бы проверить работоспособность катушек отключите оба провода высоковольтных от наконечников свече расположенных на одной катушке зажигания. Разместите наконечники проводов друг от друга на расстоянии 5 мм. Во время прокрутки двигателя при помощи стартера в промежутке наконечников должен периодически (согласно такта работы цилиндров двигателя) происходить разряд электрический. Этим же методом проверьте и вторую катушку.

 

При температуре +25° С обмотки катушек зажигания должны иметь сопротивление в пределах:

- первичной от 0, 4 до 0,5 Ом;

- вторичной от 5 до 7 кОм.

 

Если катушка неисправна, замените ее.

 

Свечи зажигания.

 

На двигателях ЗМЗ-4063 и ЗМЗ-4061 рекомендуют использовать свечи зажигания марки А14ДВР или иностранные аналоги.

 

Во время проверки свечей марки А14ДВР имейте в виду, внутри изолятора свечи имеется резистивный наполнитель необходимый для снижения уровня радиопомех. Сопротивление между центральным электродом и верхним выводом свечи должно быть не больше 10 000 Ом, зазор свечи (расстояние между электродами) от 0,7 до 0,85 мм.

 

Провода высокого напряжения.

 

Провода изготавливаются и проводов марки ПВВП или ПВППВ. У этого провода сердечник из пластмассы с ферритовым наполнителем. Поверх сердечника намотана спираль из провода, имеющего высокое омическое сопротивление (2000 (+200) Ом на 1 м длины). Поверх спирали имеется пластмассовая изоляция. Провод марки ПВВП или ПВППВ уменьшает уровень радиопомех, которые создаются системой зажигания.

 

При эксплуатации нужно следить за поверхностью проводов высокого напряжения, что бы там не было масла, так как загрязненная поверхность станет причиной пробоя изоляции или вызовет утечку тока высокого напряжения. Если на проводах имеется масло необходимо его удалить тряпкой смоченной в бензине.

 

Если необходимо проверьте исправность жилы провода токоведущей, используя омметр. Провода, идущие к первому и второму цилиндру должны иметь сопротивление не больше 1000 Ом, а идущие к третьему и четвертому цилиндру не больше 900 Ом.

 

Наконечники свечей зажигания.

 

Соединение проводов высокого напряжения к свечам происходит через наконечники специальные. Исправный наконечник должен иметь сопротивление не больше 8000 Ом.

 




Яндекс.Метрика